Мышление когнитивного типа у ребёнка появляется уже с рождения и отличается от взрослого. О теории когнитивного развития (лат. «Cognitio» - «познание») первым заговорил швейцарский психолог и философ Жан Пиаже.
Человек, по мнению Пиаже, способен к формированию предположений и гипотез лишь в юности. С возрастом функции когнитивного мышления угасают.
Когнитивное мышление для человека
Без этого типа мышления человек не способен вести социальную жизнь, обучаться и совершенствоваться. Когнитивное мышление тесно взаимодействует с визуальным, которое направлено на создание новых образов и зрительных объектов, умение оперировать ими. Такую взаимосвязь используют даже при обучении математике, геометрии и физике.
Когнитивно-визуальный (зрительно-познавательный) подход к обучению подразумевает использование в педагогическом процессе изображений: графиков, анимации. Это гармонично развивает оба полушария мозга, а обучаемый получает положительные эмоции. Зрительное структурное мышление позволяет увидеть связь между элементами изображения и свободно орудовать ими в уме.
Многие чудеса света и техники, такие как пирамиды в Египте, космические корабли появились не благодаря математике и другим точным наукам, а воображению их создателя или идеолога создания.
Как развить когнитивное мышление
Как же развить это самое пресловутое когнитивное мышление? Ещё не так давно думали, что интеллект – это генетические данные и его нельзя развить ещё больше. Но после открытия мультимодального метода обучения такие утверждения оказались несостоятельными.
Мультимодальное обучение предполагает максимум способов информации через визуализацию и слух.
Человек обучается в самых разнообразных областях – здесь речь и об интеграции в общество.
В основе такой педагогической деятельности лежат разработки команды ученых: Перринга, Джегги, Бушкула и Джонидса. Её суть в тренировке кратковременной памяти. Это позволяет существенно развить когнитивные способности. Помогает эта методика даже в работе с детьми больными аутизмом.
Неразвитое когнитивное мышление приводит к проблемам в различных сферах, в частности, в учебе у ребёнка.
Упражнения для развития когнитивного мышления
Можно попробовать самому способствовать развитию когнитивного мышления. Но здесь необходима смена образа жизни: нужно постоянно получать новую информацию, новые опыт и знания, упражнять мозг.
Новое и интересное в жизни стимулирует появление в организме гормона допамина, а он способствует появлению новых нейронов и готовит мозг к освоению когнитивных навыков.
Держать мозг в тонусе помогает смена деятельности: освоили игру в карты, перешли к шахматам, от шахмат можно перейти к занятиям на эрудицию.
Создание новых и даже самых оригинальных идей возникает только на базе уже освоенных знаний. Здесь нужна интеллектуальная смелость и умение выйти за рамки, умение отойти от общепринятых вещей.
И упражняйте мозг всё время, например, не пользуйтесь онлайн переводчиком, а учите слова, отложите калькулятор и считайте в уме. Ведь любое упрощение задачи снижает уровень владения предметом, а мозг становится ленивее, интеллект уже не будет таким острым.
Ментальная арифметика и когнитивное мышление
Один из мощнейших на сегодняшний день тренажёров для развития мозга – это ментальная арифметика. Для обучения и вычислений в этой дисциплине используют древние счёты абакус. Это мощный инструмент визуализации. Ведь при счёте в уме мы представляем косточки абакуса нанизанные на спицы. Занятия ментальной арифметикой гармонично развивают оба полушария головного мозга, а это значит без ущерба для логической и творческой граней личности ребёнка. После этого он может воспринимать с большой скоростью колоссальное количество информации, так же быстро обрабатывать её и оперировать ей. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что ментальная арифметика помогает и в освоении новых видов деятельности.
Работайте над развитием когнитивного мышления. Не давайте ржаветь вашему мозгу, и вы добьётесь успеха в любой сфере жизни.