Навыки быстрого чтения необходимо развивать еще в детстве, ведь они напрямую влияют как на школьную успеваемость, так и на уровень работы с текстовой информацией в целом. Увеличить скорость и качество восприятия текста помогут различные упражнения, а также специальная методика – скорочтение. В данной статье мы подробнее расскажем об этой программе и об основных принципах развития способностей школьников.
Польза быстрого чтения
В школьные годы человек сильнее всего нуждается в навыках быстрого чтения. В течение учебного года школьникам регулярно приходится работать с книгами, учебниками, различными методическими пособиями. Информация в них представлена в текстовом формате, а потому именно от скорости чтения, способности понимать и запоминать прочитанное будут зависеть оценки ученика и уровень его знаний.
Быстрое чтение и качественное восприятие текста позволяет легче заниматься не только в школе, но и дома. Школьник легко справляется с домашними заданиями, так как ознакомление с параграфом в учебнике или художественным произведением не отнимает у него много времени и сил. Благодаря этому школьник меньше утомляется и не теряет мотивации к учебе, так как она дается ему намного легче, чем сверстникам.
Обучение быстрому чтению имеет и еще одну важную цель – привитие интереса к литературе. В большинстве случаев школьники не любят читать не из-за лени, а из-за того, что не умеют должным образом воспринимать много информации через текст. Небольшой словарный запас, слабо развитая устная и письменная речь, низкая скорость восприятия текстовой информации, неумение выделять суть и разделять главное и второстепенное – все это мешает заинтересоваться книгой.
Поэтому, чтобы учащийся полюбил читать, повысил свою успеваемость в школе, увеличил запас собственных знаний, требуется развивать его способности, и помочь в этом может скорочтение. Как же правильно обучаться по этой методике?
Как правильно развивать навык и с чего начинать?
В первую очередь, нужно убедиться, что школьник уже достаточно хорошо читает – воспроизводит текст бегло, а не по буквам или слогам. Отследить это можно с помощью проверки техники чтения – измерения количества слов, которое удается прочитать за одну минуту. Только когда этот показатель достигнет 60 слов, можно будет приступать к изучению скорочтения. Стоит обратить внимание и на еще один важный фактор – на степень развития устной речи ученика и на его словарный запас.
Важно, чтобы ребенок умел излагать свои мысли: мог рассказывать о каких-либо событиях, доходчиво доносить информацию до собеседника, пересказывать небольшие художественные произведения, которые ему прочитали родители. Все это является частью базовых навыков, которые обычно формируются ко второму-третьему классу. Поэтому считается, что скорочтение для детей доступно примерно с этого возраста.
Чтобы приступить к обучению по этой методике, нужно подобрать соответствующие упражнения. Их цель – развить скорость чтения, память и внимание, расширить угол зрения, побороть привычку проговаривать слова во время знакомства с текстом. Чтобы добиться всего перечисленного, важно выполнять целый комплекс заданий, каждое из которых выполняет какую-то свою функцию. Рассмотрим их более подробно.
Упражнения и методики
Обучение детей скорочтению предполагает комплексный подход. Чтобы добиться желаемого результата, нужно регулярно выполнять целый спектр заданий:
- Борьба с внутренней артикуляцией. Проговаривание текста вслух не способствует быстрому чтению. Чтобы побороть эту привычку, можно предлагать учащемуся читать под какую-либо мелодию или под какой-либо ритмичный звук (стук карандаша об стол, громкое тиканье часов и так далее). Это будет отвлекать от проговаривания и постепенно позволит отвыкнуть от него.
- Клиновидные таблицы. На этих таблицах изображено три ряда чисел, которые располагаются «елочкой»: центральный ряд расположен вертикально, а два боковых с каждой новой строчкой постепенно отклоняются от центра. Требуется сфокусироваться на центральном числе и, не меняя положения глаз, разглядеть боковым зрением два других числа на этой строчке. После этого можно переходить к следующей строке. Регулярно выполняя это упражнение, ученик сможет расширить свой угол зрения.
- Фокусировка. Эта задание схоже с предыдущим. Возьмите любой текст и попросите ребенка сфокусироваться на выбранной родителем или учителем строчке. Затем нужно постепенно увеличивать количество строк вплоть до пяти штук. Данное упражнение станет отличной разминкой перед выполнением более сложных задач.
- Таблицы Шульте. Это квадрат, включающий в себя 25 клеток, в каждой из которых расположено случайное число от одного до двадцати пяти (числа не повторяются). Ученику нужно как можно быстрее найти глазами единицу, затем двойку, тройку и так далее. Это задание является отличным тренажером как для расширения зрительного пятна, так и для повышения скорости реакции.
- Прохождение лабиринтов. Подготовьте несколько лабиринтов и предложите школьнику пройти их своими глазами, не используя письменные принадлежности. Это упражнение развивает зрительную память и расширяет угол зрения.
- Кольца Ландольта. На листе изображено несколько окружностей, и все они имеют разрыв в каком-либо месте (слева, в правом верхнем углу, снизу и так далее). Учитель выбирает случайно выбранную сторону, например, правую, и просит зачеркнуть те окружности, в которых разрыв имеется с правой стороны.
- Тренировка концентрации и внимания. Ученику предлагается ознакомиться с каким-либо текстовым отрывком, но в необычном формате. Как только учащийся дочитывает строку, он сразу же должен закрыть ее ладонью или линейкой. Это упражнение поможет отучиться возвращаться к уже прочитанной части отрывка и повысит внимательность.
- Воспроизведение текста через слово. Это задание способствует увеличению скорости чтения, а также учит лучше понимать суть прочитанного, не концентрируясь на отдельных словах.
Все перечисленные задания нужно выполнять на регулярной основе в соответствии с подходящей программой. Она обязательно должна учитывать возраст ученика и уже имеющиеся у него навыки, но без помощи педагога это сложно организовать. Поэтому лучше заниматься на проверенных курсах или в школах скорочтения, где обучение ведется профессиональными преподавателями. Но как выбрать подходящие занятия?
Школа скорочтения – какие курсы эффективны?
Есть сразу несколько факторов, на которые стоит обращать внимание при выборе курсов, и в первую очередь, это касается самой методики. Чтобы эффективно обучать детей, вовлекать их в процесс занятия, не переутомлять и не снижать их мотивацию к учебе, программа должна быть основана на игровом формате. Если занятия ведутся в форме игры, то ученикам интереснее заниматься, а это значит, что и результативность обучения будет выше.
Также тренировки должны проходить в небольших группах – только так педагог сможет проводить не только групповую, но и индивидуальную работу с каждым ребенком. Благодаря этому удастся эффективнее развивать и закреплять навыки. Не менее важно изучить отзывы о центре дополнительного образования, ознакомиться с результатами, которых смогли добиться ученики прошлых лет. На основе всего перечисленного и стоит выбирать занятия.
Эффективно развивать навыки можно на курсах скорочтения от академии развития интеллекта AMAkids. Занятия в наших центрах ведутся профессиональными педагогами с использованием игр и большого количества интерактивных материалов. Небольшие группы до 10 человек, обучение по запатентованным учебникам, регулярное отслеживание успехов учащихся и индивидуальная работа – все это позволяет добиться желаемого результата. Запишитесь на бесплатный пробный урок и начните осваивать быстрое чтение уже сейчас вместе с AMAkids.