Обычной скорости чтения и ребенку, и взрослому может быть недостаточно для того, чтобы эффективно работать с текстовой информацией. Повысить свои навыки можно с помощью скорочтения – техники, которая поможет учиться в школе или в Вузе, позволит легче справляться с рабочими и повседневными задачами. Поговорим об особенностях этой методики и о том, как ее можно освоить.
Скорочтение – методика для детей и взрослых
И в детстве, и во взрослом возрасте человек нуждается в развитых навыках работы с текстом, ведь именно в текстовом формате мы получаем большую часть информации. Чем лучше человек читает, тем продуктивнее он решает самые разные задачи. Развить имеющиеся навыки чтения можно с помощью методики скорочтения. Она меняет сам процесс восприятия текста – позволяет быстрее и качественнее усваивать и запоминать его.
Особенно это полезно в школьные годы, когда учащийся только начинает приобретать предметные знания. Если в начальных классах знакомство с учебниками и художественными произведениями дается легко, то ближе к средним классам учебная нагрузка увеличивается. Добавляется больше гуманитарных дисциплин, а потому школьнику приходится тратить до нескольких часов в день только на устную работу с учебниками.
Умение быстро читать позволит избежать высокой загруженности в средних и старших классах. Ребенку будет легче и интереснее учиться, если выполнение домашних заданий не будет отнимать у него много времени и сил. Учитывая то, что сформированные навыки быстрого чтения сохраняются навсегда, они пригодятся и в студенческие годы, и во взрослой жизни, что также является весомым преимуществом методики.
Но перед тем, как начать ее осваивать, стоит удостовериться в том, что школьник готов заниматься. По каким критериям определить его готовность?
С какого возраста можно обучаться быстрому чтению
Сначала требуется освоить беглое чтение – способность читать со скоростью, которая близка к разговорной речи. Желательно, чтобы учащийся уже умел читать от 60-80 слов в минуту – в этом случае можно будет работать над развитием его способностей. Обычно такого уровня удается добиться ко второму классу, а потому примерно с этого момента и рекомендуется приступать к тренировкам.
Помимо скорости есть и другие критерии, которые нужно учесть перед началом занятий. Дети должны уметь кратко пересказывать прочитанное, рассуждать и делать выводы – это говорит об уровне восприятия текстового материала и о качестве умения работать с ним. Школьнику нужно приобрести необходимую базу, на основе которой он сможет усовершенствовать свои способности.
Не менее важно убедиться в желании самого ученика заниматься. Освоение техники займет много времени, и если ему это не будет интересно, то пострадает мотивация к тренировкам, а следом за ней – их результат. Поэтому нужно объяснить школьнику, зачем ему изучать эту технику, чем она ему пригодится, как поможет в учебе. Только зная ответы на эти вопросы и понимая цель обучения, ребенок сможет захотеть учиться.
Как же развить навыки скорочтения и научиться читать быстро, если школьник уже готов к обучению? Для начала стоит поработать над ошибками.
Как развить скорочтение
Если ученик понимает и может пересказывать небольшие произведения, умеет читать бегло, и, главное, стремится улучшить свои способности, то можно приступать к обучению. Начать стоит с проработки распространенных проблем, из-за которых зачастую и не удается читать с большей скоростью.
В первую очередь, это касается регрессии – привычки возвращаться к уже прочитанной строке, абзацу или странице. Самой распространенной причиной регрессии является недостаточный уровень концентрации внимания. Если читатель отвлекается на посторонние раздражители или на собственные мысли, то он хуже улавливает смысл текста. Из-за этого он вынужден перечитывать его заново, а потому знакомство с тем или иным отрывком занимает больше времени.
Справиться с этой проблемой можно, если закрывать уже прочитанную часть линейкой, листком бумаги или книжной закладкой. В первое время читатель будет сталкиваться с дискомфортом и с желанием вернуться назад, но впоследствии он научится усваивать текстовый блок с первого раза.
Замедляет скорость чтения и привычка проговаривать слова про себя. Чтобы научиться читать без внутреннего проговаривания, требуется создать такие условия, которые будут ему мешать. Самый простой способ – читать под какой-либо отвлекающий, но не монотонный звук: под музыку, постукивание, громкое тиканье часов. Так читающий не сможет сосредоточиться на проговаривании текста.
Помимо всего перечисленного для обучения скорочтению нужно заниматься развитием памяти и внимания, увеличивать зрительное пятно, учиться выделять главную информацию, отсеивая второстепенную. Рассмотрим основные задания, которые чаще всего используются для тренировок.
Скорочтение: методики и упражнения
Различные примеры упражнений для скорочтения можно найти в интернете или в онлайн-приложениях, а также в специальных учебниках. В зависимости от методов обучения, список заданий может меняться. Мы же рассмотрим самые популярные из них, которые применяются практически во всех учебных программах:
- клиновидные таблицы – расширение бокового зрения. Они представляют собой три столбика с цифрами – центральный расположен строго вертикально, а боковые постепенно отдаляются от центра. Ученику требуется сфокусироваться на центральном числе первой строки и постараться разглядеть два оставшихся. После этого можно переходить к следующей строчке.
- чтение с карандашом – улучшение понимания прочитанного. Читая книгу, журнал или учебник в привычном темпе, нужно подчеркивать самые значимые строчки, которые лучше всего передают основную информацию. Благодаря этому удастся научиться отделять главное от второстепенного, что в дальнейшем поможет лучше понимать суть текстового отрывка даже во время чтения в быстром темпе.
- чтение с таймером – повышение скорости. Нужно взять любой длинный текст, который незнаком читателю, запустить таймер на одну минуту и постараться прочитать столько, сколько возможно. Затем требуется пересказать суть прочитанного и сверить свой пересказ с текстом. Это упражнение позволяет оценить промежуточные результаты – скорость чтения и уровень понимания и запоминания текстовой информации.
- Таблицы Шульте – расширение периферического зрения. Таблица выглядит как квадрат, состоящий из двадцати пяти маленьких квадратиков. В каждом из них расположено произвольное число от 1 до 25 (числа не повторяются). Задача ученика – сфокусироваться на центре таблички и, не меняя положения глаз, найти все числа, начиная с единицы.
- специальные текстовые материалы – улучшение качества восприятия. Это могут быть тексты, в которых пропущены или перемешаны некоторые буквы, отсутствуют предлоги или случайные слова. Требуется прочитать отрывок, стараясь уловить его суть и не концентрируясь на пропущенных буквах или словах. Это задание позволяет научиться лучше воспринимать суть текста.
Курсы скорочтения – какие методики выбирать?
Существует множество методов, направленных на развитие соответствующих навыков, и чтобы выбрать подходящие курсы, нужно оценить преимущества этих программ. Важно понять, на кого рассчитана каждая из них – на детей или на взрослых. Если в качестве ученика выступает ребенок, то он должен обучаться по соответствующей методике, которая учитывает его возрастные особенности и уровень знаний.
В младшем и среднем школьном возрасте учащимся сложно подолгу концентрироваться на скучных занятиях – они теряют интерес, начинают отвлекаться, что сказывается на качестве обучения. Чтобы избежать этого, уроки должны вестись с использованием игровых технологий, которые увлекают, повышают мотивацию и желание узнавать новое.
Именно игровой подход лег в основу курса скорочтения для детей Либерика от академии развития интеллекта AMAkids. Яркие учебники и методические пособия, интерактивные материалы, развивающие онлайн-игры на специальной платформе – все эти технологии обучения вовлекают в процесс занятия и позволяют с интересом совершенствовать свои навыки. Запишите ребенка на курс Либерика и начните развивать его способности вместе с AMAkids!