Традиционно игра и учеба противопоставляются. Но если вдуматься, легко обнаружить между этими процессами прочную связь, более того, обучение является частью игры. Сегодня многие родители стремятся сократить «бесполезное» времяпровождение своих чад, дабы увеличить число кружков, развивающих занятий. Психологи не считают данную тенденцию благоприятной, полагая, что именно игровая деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте является основой познания окружающего мира.
Немецкий психолог Карл Гросс рассматривает игру как средство выживания видов в процессе естественного отбора. Молодые животные, а также те, кто не зависит от суровых условий, резвятся большую часть суток. Таким путем оттачиваются навыки, необходимые для выживания и продолжения рода.
Отсутствие игровой деятельности и творчество
Модные теории и методики раннего развития призывают к тому, чтобы в возрасте 3–5 лет малыши начинали изучать иностранные языки, учились читать, считать в уме, писать и проч.
Американские ученые провели исследования, продемонстрировавшие, что у ребятишек, загруженных обучающими программами, недостаточно развиты творческие способности. Они не имеют возможности проявить инициативу, принять нестандартное решение, поскольку занятия имеют неигровой формат.
Творческому подходу нельзя обучить, но можно создать условия для его развития. Очень многие великие умы человечества до зрелых лет сохранили способность и интерес к игровой деятельности. Творчество проявляется, если дети относятся к решению задачи как к хобби, увлечению, забаве.
Весьма полезными являются социальные игры – в дочки-матери, поликлинику, магазин, поскольку:
- основная масса времени тратится на распределение ролей, поэтому участники действия учатся уступать и принимать компромиссные решения;
- на практике прекрасно усваивается основной принцип отношений между людьми: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой;
- дети чувствуют себя сильными и независимыми, потому что сами принимают решения, развивают свои творческие способности.
Ограничивая детей в играх, мы лишаем их естественного процесса подготовки к взрослой жизни.
Занятия с элементами игры
Развивающие занятия бывают разные. Они приносят пользу, если адаптированы к возрасту детей. У дошкольников способность концентрироваться на одном и том же действии слабая. Выбирая программы развития, стоит обратить внимание на те, в которых обучение сочетается с игровой деятельностью. Этот важный момент дает возможность и интеллектуального, и творческого развития.
Один из вариантов – занятия ментальной арифметикой. Авторские методики предлагаются в центрах интеллектуального развития, открывающихся в крупных городах. Система упражнений построена так, что во время занятий не теряется элемент игры, и в работу вовлекаются оба полушария мозга. Отсюда – полная свобода творчества, инициатива, нестандартность мышления.