Для ребенка любые творческие занятия – это не только хобби, но и возможность раскрыть свой внутренний потенциал, получить знания и навыки, которые могут помочь ему добиться успеха в жизни. Поэтому заниматься творчеством не только интересно, но и очень полезно. Многие родители понимают это, а потому хотят, чтобы их дети посещали музыкальную или художественную школу, занимались рукоделием или увлекались фотографией. Но выбор занятий для ребенка должен проходить с учетом его возраста, а также уже имеющихся способностей и талантов. Поговорим об особенностях творческого развития у детей разных лет.
Творческие кружки для дошкольников: за и против
У каждого человека есть какие-либо скрытые таланты, просто не всегда удается их разглядеть. Чтобы ребенок мог проявить себя, нужно давать ему возможность пробовать свои силы в различных видах творчества. При этом, начинать заниматься можно с ранних лет, когда малыш еще даже не ходит в школу.
На первых порах достаточно предлагать ребенку рисовать, лепить из пластилина, делать поделки в домашних условиях, не посещая какие-либо кружки. Такие занятия позволят малышу развить мелкую моторику рук, которая необходима для большинства видов творчества. Примерно к 5-6 годам большинство детей уже обладает всеми необходимыми навыками, позволяющими им посещать творческие кружки, но не стоит спешить записываться на них.
Художественные школы учат ребенка творить, придерживаясь определенных правил и стандартов. Из-за этого малыш будет стараться рисовать, лепить или делать поделки так, как правильно, а не так, как ему хочется. В дальнейшем это может помешать ему найти свой собственный стиль, который необходим каждому творческому человеку.
База, которая дается в художественных или музыкальных школах, действительно важна, но осваивать ее нужно уже в осознанном возрасте, когда ребенок точно знает, чем хочет заниматься. Поэтому если дошкольнику и посещать творческие кружки, то только те, которые носят развивающий характер, не ограничивая фантазию нормами и стандартами. Также важно учитывать интересы самого ребенка, позволять ему заниматься тем, что ему нравится.
Развитие талантов в младшем и среднем школьном возрасте
Открывать в себе все новые и новые таланты можно в любом возрасте, но именно в начальной и средней школе детям это легче всего удается. В этом возрасте они уже и так обладают всеми необходимыми навыками, чтобы пробовать себя в рисовании, лепке, фотографии, музыке или любых других творческих направлениях. В то же время учебная нагрузка у учеников младших и средних классов не так высока, как у старшеклассников. Поэтому они могут себе позволить выбирать разные секции и искать то, что им больше всего подходит.
Если у ребенка появляется интерес к какому-либо занятию, то родители должны всячески его стимулировать. Детские увлечения могут сменять друг друга постоянно, но не нужно из-за этого переживать. Ребенок может увлечься рисованием, но вскоре разочароваться и бросить занятия, переключиться, к примеру, на музыку, а затем снова вернуться к рисункам – такая переменчивость абсолютно нормальна. Поэтому родителям не стоит заставлять ребенка посещать кружки или секции, если он потерял к ним интерес. В этом могут быть и свои плюсы – освободившееся время школьник может потратить на поиск нового для себя хобби.
Старшеклассники: от творчества к предпрофессиональной подготовке
Увлеченность каким-либо видом творчества нередко влияет и на выбор будущей профессии. Еще несколько десятков лет назад большинство родителей было против того, чтобы их дети связывали свою карьеру с искусством, но сегодня такая тенденция идет на спад. Отчасти это связано с развитием технического прогресса, который позволил по-новому взглянуть на возможность применения талантов ребенка.
Так художественные способности могут стать отличным подспорьем для тех детей, которые мечтают стать дизайнерами интерьера, архитекторами, маркетологами и даже разработчиками мобильных или компьютерных игр и приложений. Без музыкальных талантов и технических знаний в этой сфере не обойтись, если в качестве профессии был выбран звукорежиссёр, композитор или музыкальный продюсер. Так же дело обстоит и с интересом к фотографии, рукоделию, писательскому ремеслу – увлеченность любым видом творчества может стать основой для успеха в профессиональной сфере, если человек действительно любит то, чем занимается.
Главная задача родителя заключается в том, чтобы поддержать ребенка, если он решил связать свою жизнь с творчеством, и помочь ему выбрать профессию на основании его вкусов, увлечений и жизненных ориентиров. Поддержка близких и умение применять свои таланты помогут детям добиться успеха в выбранном начинании.