Полезность чтения воспринимается как аксиома. Но люди, не любящие этого занятия, утверждают, что это миф, основанный лишь на теоретических предположениях и субъективных оценках. Ярые противники книг считают данный вид познания вредным, отрывающим от действительности, погружающим в мир воображаемый, а модные методики скорочтения – бесполезной тратой времени.
Существует ряд научных исследований, позволяющих утверждать, что чтение художественной, познавательной литературы развивает интеллект, расширяет кругозор, тренирует память и даже позволяет изменить образ жизни, привычки.
Результаты научных исследований
Чтение стихов способствует развитию автобиографической памяти. Она представляет собой коллекцию личных воспоминаний человека на протяжении его жизни. Факт был доказан учеными университета Ливерпуля. Эксперимент состоял в следующем:
- группе испытуемых в течение получаса предлагали читать «про себя» стихи английских поэтов – Бернса, Шекспира, Саути;
- после этого инструментально измерялся уровень мозговой активности;
- результаты показали, что чтение стихов приводит мозг в состояние повышенного возбуждения;
- отмечалась активизация зон, связанных с автобиографической памятью.
После регулярных занятий 80 % испытуемых вспомнили детство не в виде картинки калейдоскопа, что типично для большинства людей, а в подробностях.
Ученые университета Атланты поставили другой опыт. Группе студентов каждый день предлагалось читать по 30 страниц захватывающего триллера, после чего испытуемые прошли магнитно-резонансную терапию. Сканирование выявило повышенную активность участков мозга, отвечающих за речевую деятельность и сенсорно-моторные реакции. Эти же участки активизируются в процессе обдумывания сюжетной линии после чтения. Это свидетельствует об активности образования нейронных связей, что напрямую связано с развитием интеллекта.
Еще один интересный факт о пользе чтения, подтвержденный учеными: в сюжет книги можно вжиться, стать его частью. Для эксперимента была отобрана группа женщин с лишним весом. Участниц разделили на три группы. Первой дали книгу, в которой главная героиня пыталась сбросить вес. Вторая группа знакомилась с обычными произведениями, третья часть испытуемых вообще не брала книг в руки. В результате индекс массы тела снизился у участниц первой группы.
Польза чтения – научно доказанный факт. Уделять внимание развитию навыка стоит с самого детства. Для этого можно читать вслух, посещать занятия для совершенствования техники чтения, учить детей дружить с книгами.